Восьмидесятые годы прошлого века стали для жанра супергероики если не поворотным моментом, то определенно знаковой вехой в истории их развития. Все привыкли к вечно молодым бравым ребятам в цветных труселях поверх колготок, которые без устали спасают мир вот уже четыре десятилетия к ряду.
Всё шло своим чередом, пока двое серьёзных писателей не перевернули представления общественности о жанре супергероики. Я говорю об Алане Муре и Фрэнке Миллере, и о трёх сериях комиксов, вышедших в восьмидесятые и в последствии ставших культовыми.
"Мираклмен", "Возвращение Тёмного Рыцаря" и "Хранители".
И если "Хранители" - шедевр вне времени, то ажиотаж вокруг двух других произведений я вижу в их исключительной новизне и смелом нетривиальном подходе, выворачивающем жанр наизнанку. О старичке Бэтмене подробно говорить не буду, всё-таки про него я когда-то уже писала. А вот о "Мираклмене" кое-что скажу.
Прежде всего, обозначу дисклеймер.
В тексте будут спойлеры по сюжету, если вы ещё не читали "Мираклмена" и собираетесь это сделать, имейте в виду.
Когда-то давно Мираклмен, тогда ещё носивший имя Марвелмена, был задорным парнишей, вместе со своими двумя сайдкиками, боровшийся с коварными злодеями, неизменно стремившимися к мировому господству. Свою силу паренёк Мики Моран получил от некоего божества, потому что был достоен. Теперь, произнеся волшебное слово
"Шазам" "Кимота", Майкл превращался в непобедимого супергероя.
Я решила убрать часть текста и картинок под кат, чтобы не пугать читателя объёмами.Это было в пятидесятых, в настоящем времени, 1982 году, Майкл Моран, уже не очень молодой, не очень симпатичный и не очень счастливый мужык, существующий в тени своего прошлого, которое, к слову, совершенно стёрлось из его памяти. Однако, есть у старины Мики странное ощущение, что было в его жизни нечто экстраординарное, но вот что, никак не удаётся вспомнить.
Спустя 16 лет после первого появления Мираклмена, Майкл, оказавшись в опасной ситуации, внезапно всё вспоминает. Волшебное слово молнией прознает его сознание и из унылого унтерменша Майкл превращается в идеального супергероя. Сознание Майкла наконец-то собирается из разбросанных во времени осколков, и счастливый герой уже в новом образе является к своей жене, излучая счастье, свет и атомную энергию, повествуя ей о своих геройствах в далёких пятидесятых. На сбивчивую речь похорошевшего мужа Лиз резонно заявляет, что ни разу не слышала ни о каком Мираклмене, и если он так активно спасал мир, как утверждает, об этом как минимум должны были писать в газетах, говорить по радио, в конце концов, люди знали бы о своём герое.
И вот тут как раз вступает в дело Алан Мур и его вывернутый наизнанку волшебный мир супергероики. Стараниями Мура Мираклмен и его помощники превратились в жертв научных экспериментов амбициозного учёного, который при помощи инопланетных технологий создал из трёх никому не нужных сирот сверхлюдей, а полевые испытания в силу высокой опасности испытуемых проводил в их подсознании.
Таким образом, все геройства Мираклмена, молодого Мираклмена и юного Мираклмена являлись навязанной им иллюзией, срежиссированным групповым сном, в то время, как все трое пребывали в искусственной коме в качестве лабораторных крыс.
Когда правительство Великобритании осознало, с какими материями играется Доктор Гарганза, проект "Заратустра", именно так называлась работа по созданию уберменша, был закрыт, а все подопытные уничтожены. Ну или по крайней мере, таков был план властей.
В результате уже реальной "супергеройской" операции Мираклмен и его помощники оказались в ловушке, подстроенной английским правительством, ядерный взрыв должен был убить сверхлюдей. План сработал лишь частично. В результате взрыва погиб Молодой Мираклмен, сам Моран выжил, но потерял память, а самый юный из Семьи Мираклменов, оказавшись без примера для подражания, и столкнувшись с жестокостью реального мира, решил не возвращаться в человеческий облик, и навсегда остаться суперчеловеком. И если у кого-то с большой силой приходит большая ответственность, то у Джонни Бэйтса, выжившего мальца, пришла большая ненависть. Ненависть к этому миру, к жалким ничтожным людишкам, все эти 16 лет он скрывался на виду, активно эксплуатируя возможности, которые предоставлял ненавистный мир людей, основал собственную компанию, стал миллионером. Но когда он понял, что его старый друг и наставник вернулся, у Бэйтса сорвало крышу и он решил, что пришло время убивать.
Кстати, об убийствах. Кровищи и жестокости комикс не жалеет, людей жесточайшим образом мочит, как плохой парень Бэйтс, так и сам Мираклмен, когда давние враги похищают его жену.
- Где Гарганза? - спрашивает испуганная Лиз, когда тот возвращается к ней после расправы над похитителями.
- Я бросил его об планету...
Он буквально поднял своего мучителя в космос и швырнул обратно на Землю. Стоит ли говорить, что до земли долетели лишь остатки черепа.
В комиксах очень часто любят называть супергероев Богами, особенно часто это можно увидеть на страницах DC, в негативном ключе и применительно к Супермену. И это самое несправедливое заявление относительно Супермена, которое только можно придумать. Супс давно сделал свой выбор, будучи сверхчеловеком, он выбрал стать героем и защищать мир, вместо того, чтобы стать Богом и подчинить его себе.
А вот Мираклмен выбрал другой путь. Потеряв связь со своей человеческой сущностью, Мираклмен устроил символические похороны Майкла Морона и больше никогда не возвращался в человеческое обличье. Вместо этого он и другие сверхлюди взяли мир в свои руки и переделали его по своему разумению, организовав на Земле утопию с некоторой долей антиутопии. Ведь, если подумать, эти две вещи идут рука об руку, а прогресс и лучшая жизнь всегда рождают обездоленных, оказавшихся на обочины прекрасного нового мира.
Частично пересказав сюжет комикса, много деталей я всё же оставила за пределами этого поста. Поэтому если вы всё-таки захотели ознакомиться с "Мираклменом", уверяю, книга сумеет неоднократно и серьёзно удивить, даже учитывая то, что вы в принципе уже знаете канву сюжета. Напоследок стоит сказать, что лично я думаю об этом комиксе. Впечатления у меня от него не совсем однозначные. Мне нравится думать о "Мираклмене", как о знаковом комиксе
прошлого, кое-что из своего очарования он донёс и до наших дней, но большая часть должна восприниматься именно в контексте того времени, когда он был написан.
В этой истории довольно много жести, кого-то то и дело насилуют, убивают, наматывают кишки на Биг Бэн, к тому же одну из сцен комикса можно легко использовать в качестве наглядного пособия в медицинском институте на факультете акушерства и гинекологии.
Ещё вот эти пространные рассуждения Алана Мура о высших материях я лично нахожу чертовски утомительными. Чтение всей это философии сравнимо с попыткой вести машину после пары суток без сна, монотонное гудение двигателя и смазанное полотно лесополосы за окном медленно, но верно погружают в сон, от которого постоянно с усилием воли очухиваешься, тряся головой и закидываясь энергетиком.
Вот и здесь так, я читала, понимала, что давно отключилась от текста и не улавливаю сути прочитанного, перечитывала ещё раз, и ещё раз. Не знаю, может такой перевод, может такой оригинал.
Мне было интересно следить за историей, я нахожу тему с видоизмененным ориджином весьма ироничной, сны героев основывались на "детских комиксах", заслуживающих упоминания больших серьёзных дядей с изрядной долей иронии в голосе. Но я всё-же воспринимаю этот комикс с точки зрения расширения кругозора, не могу сказать, что он тронул меня, или поразил на эмоциональном уровне, как, например, те же "Хранители".
Рисунок там, кстати, съедобный, иной раз даже вполне симпатичный.
PS
В сети можно отыскать большую рецензию со всеми огрехами русского издания, опечатками, корявым переводом и отсебятиной. Некоторые вещи я и сама заметила при прочтении, хотя не могу сказать, что эти косяки прям убивают атмосферу комикса. Но приходится признать тот факт, что Комильфо весьма халтурно поработали над таким серьёзным изданием, как в плане перевода, так и в плане редактуры. У них в предисловии в первом же абзаце тупейшая опечатка >_< Её можно было не заметить только не читая предисловие перед выпуском книги в тираж. = ((
Вроде и не смертельно, но моё отношение к Комильфо несколько ухудшилось.